Понятие «местное самоуправление» определено в Европейской хартии, принятой еще в 1985 г. Оно включает в себя «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Иными словами Хартия провозглашает право населения, проживающего на определенной территории, самому определять развитие этой территории. Европейскую хартию местного самоуправления Россия ратифицировала Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ.
В нашей стране местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, а также одной из форм участия народа в деятельности государства. Согласно ст. 3 Конституции РФ «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Согласно ст. 12 местное самоуправление в пределах своих полномочий является самостоятельным, и его органы не входят в систему органов государственной власти. Таковы общие гарантии местного самоуправления, записанные в основном законе России.
Принятый в 2002 г. Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления» определяет чуть более 20 вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований. Вопрос об увеличении количества полномочий находится на перманентном рассмотрении в Московской городской Думе — органе, определяющем данный перечень.
В городе федерального значения невозможно точно определить, какие именно вопросы необходимо решать в местных органах власти. Определение «дела районного масштаба» каждый может понимать по-своему. Ограничение компетенции местных органов власти делами, не имеющими большой значимости, несет в себе риск оттеснения их на «обочину» жизни. Передача излишних полномочий грозит разрушить единую систему развития и управления города. Найти оптимальное соотношение еще предстоит. Если объем или характер решаемой задачи не требует ее выполнения в масштабе большей территории либо если это не требуется по соображениям эффективности или экономии, ее следует обычно поручать местному органу власти на самом низшем уровне. Хартия гласит, что необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся.
Нередко наши избиратели, указывая на неполадки в делах района и города, высказывают недовольство в адрес депутатов. Ответ в таких случаях можно было бы сформулировать следующим образом: «У обратившегося жителя есть претензии в отношении тех полномочий, которые закрепил за местными депутатами закон? Если есть, мы готовы их тут же рассмотреть». Но у людей гораздо больше вопросов, касающихся тех проблем, которые не переданы местному самоуправлению. Наши избиратели считают, что депутаты всех уровней, в том числе депутаты местных собраний, должны участвовать в рассмотрении всех вопросов, касающихся жизнедеятельности района. Как минимум иметь точку зрения в отношении тех или иных проблем, которые существуют в районе. Вопросы строительства относятся к их числу.
Именно вопросы, касающиеся застройки территории, — как стационарными зданиями и комплексами зданий, жилыми кварталами, так и отдельными, временными строениями, остаются весьма болезненными. Москвичи привыкли к разреженной застройке, имеющей значительные зеленые массивы. Сейчас ситуация стала меняться. Москва в силу существующих возможностей, которые может предоставить столичный город для реализации потенциала личности, привлекает энергичных людей со всей страны. Те, кто вкладывает в развитие города средства, рассчитывают соответствующим образом жить и удовлетворять потребности за счет интенсивного строительства. Москва, безусловно, меняет свой облик — он становится более урбанистическим. Приходится мириться с неудобствами и в какой-то мере менять менталитет жителя спального района, практически пригорода, где все можно решить за счет обширных ранее не освоенных территорий, на менталитет жителя мегаполиса.
Безусловно, многие вопросы в ходе такого строительства обостряются. Прежде всего с местами отдыха, дворовыми территориями, местами постановки автотранспорта. Город уже не может мириться с тем, что машины хранят на исключительно плоскостных стоянках, как бы ни было дорого строительство многоэтажных гаражей. Земля должна использоваться с максимальной эффективностью.
Тем не менее Собрание не уклоняется от рассмотрения ни одного заявления жителя. И даже по вопросам, которые не входят в его прямую компетенцию, оно высказывает свое мнение, направляя его в адрес тех, кто должен принимать решение по данному вопросу.
Оценивать работу депутатов только по тому, что они не могут решать на местах весь перечень вопросов районного масштаба, было бы неправильно. За прошедший год мы добились многого. Прежде всего депутаты приобрели профессиональные навыки в выполнении своих обязанностей, стали понимать, что проблемы должны рассматриваться с точки зрения действующего законодательства, а не личных эмоций. Это не значит, что мы должны игнорировать недостатки законодательства — просто необходимо приложить усилия, чтобы поправить норму закона, мешающего решать проблемы. Закон — единственная база, на основе которой мы можем понимать друг друга. Депутаты должны обобщать практический опыт, мнения граждан, на основе этого готовить законодательные инициативы. Для подобной работы местное самоуправление является самым доступным представительным органом, а депутаты муниципального Собрания остаются наиболее доступным связующим звеном с органами государственной власти.
К сожалению, в настоящее время бюджеты муниципальных образований в совокупности составляют менее 1% от городского бюджета, что и определяет реальные возможности местного самоуправления.
Будем надеяться, что укрепление московских муниципалитетов будет происходить как сверху, так и снизу, как через поддержку со стороны городских властей, так и через рост доверия к местному самоуправлению у населения. Иного пути у Москвы как европейского города просто нет.